Яндекс.Метрика

Глава X. Семетей. Гибель Чинкоджо и Толтоя.

Когда шло наступление на город, Аджибай прибежал к Семетею и в страхе сказал ему:

- Из-за твоей невесты Айчурек мы уже шесть раз сходились в бою с Толтоем.

На этот раз с ним объединился Чинкоджо; они привели очень много войск. Если ты нас не спасешь, мы будем не в состоянии дальше сопротивляться. Если ты можешь показать свою храбрость, то теперь покажи.

Известие о том, что Толтой с Чинкоджо идут на город с мыслью захватить Айчурек, привело Семетея в большое волнение. Приказав бить тревогу в барабан, он вооружился и вышел за город вместе со своими двадцатью пятью чоро. Он сел на Тайбуурула и, как могучий лев, приготовился к нападению, обратился к духу Манаса, потом выехал навстречу Чинкоджо и Толтою.

Ахунхан, несмотря на то, что был стар, сам тоже повел в бой отряды своих войск, уговаривая их:

- Не бойтесь, если только Семетей будет жив, он отомстит Чинкоджо и Толтою за все нанесенные ими нам обиды.

Предвещая победу, Ахунхан уговаривал свои войска не бояться и смело идти в бой.

Семетей в середине, Кульчоро справа от него, Канчоро - слева, а за ними Байтайляк, сын Бакая, Калык, сын Сары-хана, Шаимбет, сын Джамгырчи, и все остальные чоро стали наступать с разных сторон, чтобы окружить врага.

Кульчоро колол врагов без устали. Сбрасывая воинов с коней на землю, он перебил огромное число врагов, а оставшиеся в живых окружили Толтоя, как будто он мог спасти их жизнь.

Кульчоро подъехал к Толтою.

- Где ты, безбожный Толтой, выступающий против победителей? Где ты, храбрый Толтой, силой берущий себе жену? - закричал он и стал наступать на него.

Семетей со своей стороны беспощадно бил всех, кого можно было достать, мечом, а тех, кто был далеко - пикой.

Воины, видя неминуемую смерть, стали говорить:

- Семетей! Почему ты уничтожаешь ни в чем невиновный народ? Ведь мы пошли сюда, боясь Чинкоджо и Толтоя. Если хочешь взять - вот наши головы, если жаждешь крови - вот наша кровь.

Сказав это, множество воинов слезло со своих коней, они побросали оружие и, набросив свои пояса на шеи, стали просить о пощаде. Некоторые из них, испугавшись одного вида Семетея, падали со своих коней на землю и лежали в беспамятстве, а другие от страха бежали обратно. Тела убитых лежали на поле, как лежат отдыхающие в отаре овцы.

Чинкоджо был величиной с гору. Будучи колдуном, он летал на крылатом коне по воздуху, уговаривая своих воинов не бежать и не сдаваться.

- Не убегайте! Семетей не храбрее и не сильнее меня.

Останавливая бегущий народ, он при этом сам убивал одних, других сажал на коней и привязывал к седлам, заставляя останавливать бегущих.

- Если мы побежим обратно, то погибнем от руки Чинкоджо, если пойдем вперед, то погибнем от Семетея. Видно, и впрямь настала наша смерть! - говорили воины и, не находя для себя выхода, останавливались.

В это время из-за холма, выпуская от ярости изо рта пламя, выехал Семетей. Не вступая в бой с другими людьми и не обращая на них внимания, он прямо направился к Чинкоджо. Подъехав к нему, он сказал:

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.