Яндекс.Метрика

Глава IX. Семетей. Переезд Семетея из Бухары в Талас.

Отправляя Сарыхана, Семетей сказал ему:

- Передай Абыке и Кёбёшу, чтобы они вместе с сорока чоро прибыли на поминки по Баймурзе; в доказательство того, что они родственники, а не враги, пусть они положат землю на его могилу. Передай им от меня, чтобы они не отказывались, а приезжали быстрее.

Сары-хан, ударив плетью Туучунака и перегоняя на своем пути летящих птиц, достиг стоянки Абыке и Кёбёша.

Он увидел там многочисленное войско, которое кишмя кишело, как муравьи в муравейнике, так что от движения его колебалась вся земля.

Размышляя, что бы это могло значить, Сары-хан натянул поводья Туучунака, остановился и стал высматривать, Из сорока чоро выехал к нему навстречу Шууту, Сары-хан рассказал ему о цели своего приезда и спросил его, зачем собрано столько войска? Шууту ответил так:

- Абыке и Кёбёш созвали сюда находившихся поблизости малосильных, но ненавидевших Манаса ханов: Урбю, Чинкоджо и других. Эти ханы пришли с многочисленными войсками и поклялись сами умереть ради того, чтобы умертвить сироту Семетея, как жертвенное животное пока он еще молод, а Каныкей с Бакаем убить и отдать на съедение собакам. Раз ты столько ехал, подъезжай и повидайся с ними, но смотри, с коня не сходи, потому что если сойдешь с коня, то они убьют тебя.

Сары-хан подумал, что раз он имеет поручение от Семетея, ему будет стыдно не исполнив его, уехать обратно. Поэтому он решил послушаться данного ему совета. Шууту сопровождал Сарыхана и, не дав ему сойти с коня, оставил его во дворе, а сам вошел в дом к Абыке и Кёбёшу и сказал им:

- Умер Баймурза. Семетей в память его зарезал пятьсот яловых кобылиц и послал Сары-хана пригласить вас и сорок чоро с тем, чтобы вы, как родственники, возложили землю на могилу умершего.

Находившиеся в доме Абыке и, пившие арак, полупьяные Урбю, Чинкоджо и другие, услышав это, в ярости быстро выбежали во двор и велели немедленно поймать посланного, отрезать ему голову и, разрубив его тело, отдать его собакам.

С пьяными криками и шумом стали все они садиться на коней. Увидев это, Сары хан взял в руки копье и, вздыбив Туучунака, приготовился к бою.

Первый пошел на Сары-хана Урбю. Сары хан одним ударом сбил его и отрубил ему голову.

За Урбю с криком в честь Кёбёша, справа и слева ударяя плетью своего коня, бросился на Сары хана Кыргынчал. Сары-хан, заставив играть Туучунака, ударил нападавшего пикой. Пика прошла ему всю грудь насквозь, и Кыргынчал, как тряпка, повис на ней. Сары-хан покрутил его туловище вокруг своей головы, и оно, слетев с пики, кружась, шлепнулось о землю.

После Кыргынчала вступил в бой Тазбаймат. Сарыхан и его одним ударом вышиб из седла, и он замертво свалился на землю.

Когда эти трое были убиты, Абыке с Кёбёшем приказали трубить в трубы и бить в барабаны для сбора войска. Прошло всего несколько минут, и Абыке с шестью тысячами, а Кёбёш с четырьмя тысячами воинов окружили Сары-хана.

Увидев, что ему одному не справиться с таким многочисленным войском, которое, подобно муравьям, обступило его со всех сторон, Сары-хан решил, что не надо жертвовать жизнью, а лучше бежать отсюда и как можно скорее сообщить Семетею и Бакаю обо всем случившемся. Подумав так, он приготовился бежать. Он прижал пику к груди, выхватил меч из ножен, хлестнул плетью по правому и левому бедрам Туучунака и начал рубить головы попадавшимся ему навстречу врагам. Смяв многочисленных вражеских воинов, он вырвался из окружения и понесся вскачь. Они же погнались за ним, но не догнали.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.