Яндекс.Метрика

Глава IX. Семетей. Детство и юные годы Семетея. Бегство Каныкей в Бухару.

- Каныкей, проснись! Посмотри, вот к тебе подошел ягненок!

Она открыла глаза и видит: перед ней стоит настоящий ягненок. Она поймала его, привела к месту, где находилась Чийырды и зарезала его. Они поели и насытились, но путь был далекий, и вскоре снова они стали испытывать мучения голода.

Тогда Чийырды сказала Каныкей.

- Дитя мое! Мне уже за восемьдесят лет. Куда ты гонишь меня перед смертью? Лучше я останусь здесь и уйду к Манасу.

С трудом Каныкей уговорила Чийырды идти дальше, и они снова тронулись в путь. Чийырды еле волочила ноги. Тогда Каныкей посадила ее к себе на плечи, а Семетея взяла на руки. В таком положении шли они семь дней и ночей и дошли, наконец, до берега Сыр-Дарьи.

Переправиться через реку они не могли и, потеряв всякую надежду, остановились на берегу. Семетей уже семь дней ничего не ел, и ему грозила голодная смерть. Чийырды утешала Каныкей, говоря:

- Не печалься, дитя мое, бог дает человеку все, чтобы существовать.

***

После смерти Манаса, у Бакая от горя и частого плача глаза стали слезиться, и в груди стало хрипеть.

Исполняя завет Манаса, он отошел от всяких дел и начал пасти верблюдов.

Однажды утром, помолившись за Манаса, он решил, что надо ему съездить посмотреть на оставшегося от льва сироту Семетея. Когда подъехал он, то увидел, что от дворца и золотого трона Манаса ничего не осталось.

- Неужели приходили чужеземные враги и все это разрушили? - подумал изумленный Бакай, - или так надругались Абыке с Кёбёшем?

При виде разрушений он горько заплакал и решил лишить себя жизни. Но потом подумал: - "Каныкей ведь умница, она наверное предвидела, что с ней может случиться недоброе, может быть она заранее куда-нибудь скрылась вместе с сиротой? Поищу-ка я ее три или четыре дня, а если не найду, тогда лишу себя жизни".

После смерти Манаса Куммайик, его любимая собака, тосковала о нем, как человек. Когда подошел Бакай, она лежала у развалин золотого дворца.

- Кумаиик! - крикнул ей Бакай и она побежала к нему, низко опустив голову к земле, ласкаясь, с жалобным воем. Бакай пошел на поиски Каныкей, а Кумаиик бежала перед ним, вынюхивая следы беглянок.

А в это самое время Чийырды, взяв на руки Семетея, поднялась на гору и стала думать: - "Ах, если бы пришел к нам Бакай!".

Только успела она так подумать, как увидела, что далеко-далеко на дороге поднялась пыль и что-то чернеет. Долго глядела она и наконец узнала, что это едет Бакай. Вскоре он появился перед ней. При встрече они расплакались, и Чийырды подробно рассказала ему обо всех перенесенных ими издевательствах и мучениях.
Бакай взял на руки Семетея и промолвил:

- Милый мой сирота! Двенадцать лет я буду ждать тебя и пасти верблюдов.

Сказав это, он посадил Чийырды и Каныкей на своего коня, а Семетея взял на плечи и так переправил их через Сыр-Дарью. Опасаясь, что может настигнуть погоня, он привел их в горную пещеру и спрятал там, а сам поехал искать им пищу. Ему удалось убить шесть кульджей и четырех архаров, и он привез им, со словами:

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.