Нураков И. Жусуп Мамай о военной организации и производстве оружия у кыргызов
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 14-16
Вопросы организации и производства оружия у кыргызов в этнографической и исторической литературе освещены мало, хотя и имеют не только важное историческое, но и определенное политическое и практическое значение. Новый существенный вклад в освещение этих вопросов вносят данные выдающегося сказителя Жусупа Мамая. Одна из отличительных особенностей этого талантливого сказителя заключается в том, что он более глубоко и всесторонне останавливается непосредственно на вопросах военной организации и процессах производства оружия у кыргызов.
Кыргызские войска владели довольно большим искусством ведения боя в самой различной обстановке: тактическим, стратегическим, оборонительным; различными силами, будь то более крупные силы, или же средние и мелкие группы, включая единоборство батыров со своим противником. Каждая группа войск имела свое конкретное назначение и цели, строилась по определенному порядку: группа центр, правое, левое крыло, группа резерва, для решающего удара или внезапного нападения, разведки и слежения за противником.
Войска подразделялись на: 1) верховые, которые составляли основу кыргызской армии и состояли из двух групп: легковооруженной и тяжеловооруженной; 2) пешие войска предназначались для взаимодействия с кавалерией и ведения боя в сложных условиях рельефа, какими являются горы, леса, горные перевалы, реки, пустыни и другие препятствия; 3) кыргызскую гвардию, которая выполняла роль главной ударной силы и охрану государства. Войска были вооружены довольно разнообразным видом оружия и техники: от легкого до тяжелого, включая артиллерию. В результате прямого попадания, земля дрожала,— сообщает Жусуп Мамай. По-видимому, это были каменные ядра. "Вооружение киргизских войск имело длительную эволюцию; оно все периоды военной истории киргизов стояло на уровне техники своего времени, не уступая вооружению врага",— пишет крупнейший специалист кыргызской этнографии С.М. Абрамзон.
Благодаря мощи кыргызского оружия и спец-техники древнекыргызское государство не только в течение длительного времени выдерживало натиск иностранных держав, но и также сумело создан, сильную и могущественную древнекыргызскую державу в Южной Сибири. И именно благодаря силе своего оружия кыргызские войска могли дать достойный отпор джунгаро-калмыцким завоевателям и освободить свою Родину от иностранных захватчиков.
Своеобразная картина мастерских и заводов по производству оружия и техники ярко и красочно воссоздается в сообщениях сказителя Жусупа Мамая, а также этнографических и исторических материалах. Эти процессы включали в себя плавку и литье, кузнечное дело, строгание, штамповку, чеканку, сверление, изготовление инструментов и др. Была налажена специализированная система производства, где каждая операция в основном выполнялась индивидуально квалифицированными мастерами, из которых выделялась плеяда прославленных мастеров.
Основные виды оружия изготавливались из металла. Металлургическая промышленность, обработка металлов и передовые для своего времени различные способы плавки и литья металла, кузнечное и ювелирное дело, изготовление металлического оружия и предметов, обработка древесины у кыргызов находилась на довольно высоком уровне. Много было плавильных печей и домниц. Была создана налаженная система тыловой части всего комплекса производства оружия и техники и их материально-техническая база.
Арсенал вооружения и воинского снаряжения у кыргызов был довольно разнообразным. По сообщению нашего информатора Досмата Айылчиева, пуленепроницаемые стальные латы, панцири, кольчуги, шлемы и другие имеют свои недостатки. В суровых условиях Сибири и Тянь-Шаня в зимнее время в них очень холодно, кроме того они тяжелые и громоздкие. Поэтому кыргызы изготавливали специальные приспособления из крепко набитой кошмы, утепленные изнутри.
Таким образом, вариант Жусуп Мамая может дать дополнительную информацию для исследователей эпоса "Манас".