Молдобаев И.Б. Признаки государственности, отраженные в эпосе
Тезисы доклада. Информационный бюллетень координационного Центра этнологических исследований эпической традиции тюркских народов Южной Сибири (при отделе Севера Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва). No.2, апрель-июнь 2003 г.
Первые сведения о кыргызах приводит китайский историк Сыма Цянь в 99 г. до н.э. Он писал, что гунны покорили Царство Гэгунь в 201 г. до н.э. Термин "гэгунь" китаистами прочитывается в форме "кыргыз".
2003 год в Кыргызстане в Международном масштабе объявлен годом государственности кыргызов. В связи с этим перед историками, археологами, этнографами встала задача более углубленно исследовать эту проблему.
При рассмотрении вопросов государственности кыргызов до сих пор мы опираемся в основном только на сообщения китайских историков. В качестве важного источника можно обратится к богатейшему устному творчеству кыргызов, прежде всего всемирно известному героическому эпосу "Манас". Новое значение этому придал президент Кыргызской Республики, издав в 2002 г. книгу "Кыргызская государственность и народный эпос "Манас"".
Эпос содержит в своих поэтических строках множество историко-этнографической информации, в том числе сведения, подтверждающие наличие государственности у древних кыргызов. Прежде всего, в эпосе "Манас" неоднократно упоминаются различные атрибуты и символы государства: печать (мooр), флаг, стяг, знамя (туу, асаба, байрак, желек). Атрибуты государственной власти видны в упоминании эпосом ханской короны (таажы) и социальных терминов: хан, бек, бий, батыр, сынчы (советник, знаток разных дел), чечен (военный эксперт), кул (раб) и др.
Эпос "Манас" в художественной форме отразил в своих строках исторические события и этнографические реалии, начиная с гуннского времени (с III в. до н.э.) и кончая началом XX в. В конце XIII в. государство енисейских кыргызов (VI-XIII вв.) пришло в упадок под воздействием монголов, которые переселяли кыргызов в глубинные районы Центральной Азии. Этот момент, а также переселение кыргызов из Алтая на Ала-Тоо очень метко отразился в эпосе. "Манас" повествует и о попытках возрождения государственности кыргызов.