В.П. Курылев. С.М. Абрамзон — основатель отечественной школы этнографического манасоведения
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 20 - 21
Еще Ч.Ч. Валиханов, которому принадлежит честь научного открытия кыргызского героического эпоса "Манас" во время экспедиции к кыргызам в 1856 г., обратил внимание на него как на этнографический источник. Он назвал эпос "Манас" "энциклопедией" кыргызского народа, "нечто вроде степной Илиады". То же самое подтвердил В. В. Радлов. В 1862 и 1869 гг. он снова записал этот эпос, а в 1885 г. опубликовал эти записи. В "Предисловии" к этой публикации он отметил большую этнографичность кыргызского героического эпоса "Манас", как "поэтическое определение всей жизни и всех стремлений народа".
К сожалению, высказывания двух выдающихся востоковедов долгое время оставались без внимания специалистов. И хотя в советский период кыргызский героический эпос "Манас" стал предметом многочисленных исследований, особенно в области фольклористики и литературоведения, однако с этнографической точки зрения до недавнего времени им занимался только С. М. Абрамзон.
В течение всей своей научной деятельности он неоднократно обращался к исследованию эпоса "Манас" как неисчерпаемому источнику этнографии кыргызского народа. При этом он подчеркивал, что такого рода исследование требует определенных научных методов и приемов критического изучения и использования материалов эпических памятников для этнографических целей. В тоже время, по его мнению, обращение к эпическим сказаниям, в частности, к героическому эпосу "Манас", позволяет исследователю получить новые, дополнительные материалы, более полно и многосторонне шипим, традиционную культуру кыргызского народа. Именно в этом ключе была выполнена уже первая работа С.М. Абрамзона по этнографическому изучению эпоса — исследование традиционной военной организации и техники кыргызов. Богатство этнографических сюжетов в эпосе "Манас" позволило ему не ограничиваться только данной тематикой, но осветить многие другие стороны этнографии, например, внутри- и меж-этнические отношения кыргызов на протяжении их многовековой истории. Добавим, что С.М. Абрамзон неоднократно возвращался к проблеме этногенеза и этнической истории кыргызского народа, широко используя при этом материалы эпоса "Манас".
Обращаясь к кыргызскому героическому эпосу "Мамас" как этнографическому памятнику традиционной культуры киргизов С. М. Абрамзон исследовал разные стороны этнографии кыргызов, а именно, их традиционные занятия, социальную организацию, материальную и духовную культуру и т.д. Пожалуй, наиболее полное стороннее изучение кыргызского героического эпоса "Манас" С.М. Абрамзон осуществил в своем обобщающем фундаментальном исследовании — монографии "Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи" (Л., 1971, переизд. Фрунзе. 1990). А его статья "Киргизский героический эпос "Манас" как этнографический источник (к постановке проблемы)", по сути дела, есть расширенная программа этнографических исследований в манасоведении.
Отрадно отметить появление в последние годы последователей С.М. Абрамзона, которые в своих работах широко используют эпос "Манас" как неисчерпаемый памятник традиционной культуры кыргызского народа. Среди них — Т. Д. Баялиева, Р.С. Липец, В.О. Орузбаева, В.А. Ромодин, Г.Н. Симаков и др.
Особо следует отметить И.Б. Молдобаева, который опубликовал свыше ста работ, в том числе три монографии, посвященные этнографическим исследованиям в манасоведении.
Сказанное выше свидетельствует о неоценимом вкладе С.М. Абрамзона в изучение эпоса "Манас" как источника по этнической истории кыргызов, их традиционной культуры. Его можно по праву считать основателем отечественной школы этнографических исследований в манасоведении.