Каташ С. К проблеме старвнительного изучения алтайского богатырского сказания "Алып манаш" и кыргызского эпоса "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 85-87
Проблема сравнительного изучения эпического наследия родственных по этногенезу и языку народов весьма актуальна.
Сравнительный анализ алтайского богатырского сказания с некоторыми частями кыргызского эпоса "Манас" позволяет выявить общие закономерности развития древней духовной культуры тюркских народов.
Вместе с тем, сравнительное изучение раскрывает национальное своеобразие, взаимосвязи эпической культуры, степень их взаимовлияния, взаимопроникновения мотивов, сюжетов, идей, элементов поэтики и других факторов.
В алтайском и кыргызском эпосах встречаются множество примеров этногенетического характера, например, наименования некоторых родов и родо-племенных названий (кыпчак, найман, мундуз, телес, ара-аргын, тардуш-тодош и т.п.). Все они тождественны между собой.
Весьма важным и интересным фактом этногенетического родства наших народов, их историко-культурных связей является указание в эпосе "Манас" прародины кыргызов. Таковой является Алтай.
"...Бай Жакып айтар кеп болсо
Алтайдан кёчуп барсак дейм!
Анжыян жакка барсак дейм.
Эгер кытай жоолосо
Арманы жок калсам дейм!"
"Вот чтобы сказал бай Джакып
С Алтая перекочевать бы нам,
В сторону Андижана отправиться бы нам,
Если кытаи начнут
(с нами) враждовать,
Не познать бы нам беды!"
Описание геополитического ареала действий Манаса свидетельствует о неоспоримых связях родов и родо-племенных групп алтайцев и кыргызов в глубокой древности и в последующие периоды. Пример, подтверждающий данный тезис — образование на территории Саяно-Алтайского нагорья государства кыргызов. Енисейские кыргызы, победив уйгуров в 840 г., установили свое господство вплоть до начала X века. Алтайские племена в этот период были данниками кыргызских каганов.
"Восточные соседи алтайцев, тюркоязычные кыргызы, являлись носителями довольно развитой для того времени (и для тех районов Центральной Азии) культуры" — писал Л. Потапов. К сказанному добавим, что кыргызы из рассматриваемого периода обладали не только богатой материальной, но и духовной, поэтической культурой, имели и письменность.
По религии они были, также как алтайцы, шаманистами. Таким образом, начало формирования духовной и культурной общности наших народов является исторической закономерностью. Об этом свидетельствует сходство мотивов, сюжетов, поэтики в эпосе. Наличие общности еще раз подтверждает сопоставительный анализ "Алып Манаша" и "Манаса". Мы обнаруживаем общие истоки эпических произведений, описание богатырских доспехов, роль коня в раскрытии образа героя, характеристике персонажей, в подвигах богатыря-героя: рождение, поиски нареченной, борьба с чудовищами, пленение, освобождение, письмо на крыльях птицы и др. Много общего в эпосе рассматриваемых народов в топонимике, лексике, обычаях и обрядах, изображенных в эпосе.
Подводя итог сравнительному анализу эпических текстов, следует отметить, что, наряду с элементами их общности, их отличие друг от друга, на наш взгляд, проявляется в жанровой форме того и другого эпоса. Алтайский эпос, в силу исторических причин, сохранил моменты архаичности, мифологичности в большей степени, чем "Манас".
Сравнительное изучение указанных эпических произведений дает новые данные о прежде мало изученных осах духовного взаимовлияния и взаимообогащения братских народов в прошлом. Истоки их находятся прежде всего в явлениях эпической культуры.
Сравнительно-типологический анализ эпосов алтайского и кыргызского народов дает основание утверждать, что эпическая культура является неиссякаемым источником познания истории, этнографии, мировоззрения, языкового и поэтического творчества.