О. Караев. Ранние сообщения о Манасе
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 32-33
Среди исторических источников, содержащих наиболее ранние сведения о Манасе-богатыре, выделяется рукопись муллы Сейф-ад-Дина на таджикском языке "Маджму-ат-таварих" (Сборник исторических сочинений), датируемая началом XVI века.
Наряду с религиозными и фантастическими легендами, в рукописи приведены и описываются события и факты, имевшие место в IX—XVI веках. Есть сообщения о родоплеменных названиях кыргызов, а также их предводителях. Помимо этого повествуется о Манасе и его союзниках, выступавших против калмакских завоевателей. События, связанные с Манасом, разворачиваются на землях Тянь-Шаня, Жети-Суу и просторах Средней Азии. В рукописном источнике "Маджму-ат-таварих" нет фантастических сюжетов, подобных полету богатыря Манаса в облаках на крылатом коне. Манас, как и другие исторические деятели, изображен участником боевых сражений. В рукописи говорится о Манасе как об историческом лице.
В одном из сражений против калмаков Манас выступает против Жолоя:
На поле битвы стремительно ворвался Манас,
Послышались жалобные крики врагов,
Когда Жолой направил пику на палец Манаса,
Манас своей пикой ловко отразил его.
В этот миг началось остервенелое сражение.
Эти строки свидетельствуют о том, что уже до XV века эпос "Манас" существовал в поэтической форме.
В "Маджму-ат-таварих" многие сообщения о Манасе передаются в форме коротких поэтических строк. Например:
Вначале Жолой пронзил палец Манасу,
Но Манас отбросил его.
Очередь Манаса настала.
Пика Манаса направилась к Жолою,
пронзив ему бедро.
Ранен Жолой.
Прискакали калмаки,
подняли и унесли его.
Надо сказать, в данном сочинении другие исторические событии передаются в прозаической форме. Например, прибытие гурхана кара-хытаев из Мачин в Aт-Баши, отправка им своих людей с калмаками на Иссык-Куль и Камул. Мы не ошибемся, если скажем, что эти факты подтверждают существование эпоса в поэтической форме на много веков раньше пятнадцатого века.
Большое научное значение имеет отражение в "Маджму-ат-таварихе" таких эпических мотивов, как наличие у Манаса сорока воинов-сподвижников, упоминание исконных земель Каркыра, его воинов в качестве манасчи.
Есть историческое зерно и в сообщении о городе Манас, названном в его честь. По сведениям, записанным Ч. Валихановым, кыргызы город Манас и долину Манас на Верхнем Иртыше связывали с именем легендарного богатыря.
К тому же, есть данные, что река Манас до X века была известна под названием Ли-и-дэ-Цзян. А в 1223 г. в книге китайского автора Сю Суна сообщается, что эта река стала называться Манас. Известный правитель Елюй Си-лян в 1261 году был у этой реки. Итак, название реки Манас стало известно в X—XIII веках.
Таким образом, судя по содержанию текста "Маджму-ат-таварих", мы может считать богатыря Манаса лицом историческим, о котором сказители слагали сказания на много сотен лет вперед до пятнадцатого века.