Ибраимов К. Манасчи Ыбырайым Абдырахманов
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 144-145
Творчество Ыбырайыма Абдырахманова носит синкретический характер, и одним из сторон его деятельности является искусство манасчи.
Сохранение фольклорных произведений, развитие их и передача последующим поколениям всегда были связаны с профессией народного сказителя. Посвятив свою жизнь сбору и записи различных жанров устного народного творчества, и в том числе бытовавших в начале нашего века вариантов эпосов "Манас", "Семетей", "Сейтек", Ы. Абдырахманов сумел оставить в памяти нашего народа след своеобразного сказителя соединившего школу устной живой традиции с книжной.
Уже с детских лет он находился под обаянием эпоса "Манас". Ему довелось в 13 лет познакомиться и постоя ню находиться вблизи манасчи Акылбека, известного на Иссык-Куле как крупный сказитель. Долгие годы он жил в одном селе с такими манасчи, как Жандаке и Байджан. Героический мир богатырей, неустанно сопровождавший его детские и юношеские годы, определил его жизненные интересы в дальнейшем.
По традиции свое знание эпического сказания о Манасе каждый манасчи связывает со сновидением или встречей с героями эпоса где-нибудь в безлюдном месте. Такие объяснения нельзя оставлять без внимания. Но все же биография Ы. Абдырахманова, богатая фактами тесного общения с известными манасчи, акынами, острословами и сказочниками Ыссык-Куля, где за беседами происходило освоение им тех или иных картин и эпизодов, сюжетной структуры эпоса, говорят о наличии масштабной поэтической школы будущего сказителя.
Начиная с 1922 года и до последних дней своей жизни, в течение сорока лет, Ы. Абдырахманов занимается записью эпоса "Манас", являясь сотрудником отдела "Манас" при Академии наук республики. Многие из записанных им текстов эпоса со слов известных манасчи ему довелось подготовить к публикации. Огромное знание вариантов эпоса помогло ему создать свой вариант сказания, отличающийся следованию наиболее традиционным канонам его сюжетной компановки.
Обладая феноменальной памятью, Ы. Абдырахманов мог не только сказывать свой эпос, но и варианты других сказителей, объясняя читателям и слушателям те или иные непонятные места, связанные с древними обрядами и обычаями народа.
Со слов его современников известно, что он прекрасно разбирался в законах сказительской мимики, жестов, мелодики, но свой вариант сказывал без особых проявлений эмоций. Вероятно потому, что привлеченный к письменной фиксации и придавая этому большее значение, он был заинтересован оставить свой вариант в записи. В 1947-48 гг. он пишет свое сказание "Семетея" и "Сейтека", а в 1951-52 гг. пишет "Манас". Его "Манас" составляет 26456 поэтических строк, "Семетей" — 32584 строк, "Сейтек" — 7839 строк.
Сказание Ы. Абдырахманова, записанное им самим, представляет собой своеобразный свод в отработанную композиционную систему предшествовавших традиционных эпизодов из многих вариантов с уже осознанным авторским началом, и этим оно ценно для изучения эпоса.