Гюллу Елоглу. Следы общетюркской культуры в алыптыг-нымахах енисейский кыргызов
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 41-43
В богатом устно-поэтическом творчестве енисейских кыргызов (хакасов) особое место занимают героические эпосы — алыптыг нымахтар. Их еще называют воинскими, военными сказаниями — чаалыг нымахтар. Исследования показывают, что хакасские алыптыг нымахтар имеют более раннее происхождение, чем русские былины, среднеазиатские, кавказские и северные эпосы.
Древнетюркская культура оставила глубокие следы во всех жанрах устно-поэтического творчества енисейских кыргызов, в частности в героических поэмах, исполняемых хайджи. Хайджи-нымахчи (хайджи-сказитель) — это певец, который обладает гортанным пением (хай) и аккомпанирует себе на народных музыкальных инструментах - хомысе или чатхане. Хайджи не только доставляли удовольствие своим соплеменникам, но и влияли на духов умерших, ограждали людей от злых духов, услаждали хозяина тайги — тайга ээзи в целях успешной охоты и т.д. Следовательно, хайджи — это не только певец, сказитель, импровизатор, но и всезнающий мудрец, колдун и т.д.
В творчестве хайджи ярко видны следы шаманства, а также связь с озанами, бахшы, акынами и ашыгами.
В эпоху государства Енисейских кыргызов — с VI по XIII вв. н. э. (по мнению некоторых ученых, древне-хакасское государство называлось Хягас), т.е. в период перехода к классовому обществу, а также становления общества появились такие алыптыг нымахи, как "Алтын Арыг", "Алтын Чус", "Ах ой аттыг Алып Хан", "Ай Мирген и Алтын Хус", "Хан Кичегей" и другие. Следы общетюркской культуры встречаются во всех сферах жизни героев этих алыптыг нымахтар — в еде, в одежде, в жилище, в отношении к женщине и коню, а также к родителям.
Женщины являются героинями многих алыптыг нымахов. Они стремятся сохранить свое господствующее место в семье и в обществе, борятся против мужчин за власть. Но несмотря на это постепенно теряется образ женщины-воина, вождя, правителя. Многие эпосы енисейских кыргызов перекликаются с "Огузнамэ", в частности с "Китаби-Деде Коркуд". Например, во многих сюжетных ситуациях женщина-богатырша и богатырь-мужчина мерятся силами и побежденная женщина становится женой богатыря.
Алып и конь — это одно целое. Они в некоторых случаях вместе рождаются и вместе умирают. У некоторых алыпов бывает два коня, как у Кероглу. Например, Алтын Чага в эпосе "Ах хула аттыг Алтын Чага" имел буланого и медно-саврасого коней. Кони говорят человеческим языком, помогают героям, переживают и страдают вместе с ними. Героев узнают по масти их коней. Например, "Алтын Чага, ездящий на буланом коне", "Хара Хусхун, ездящий на вороном коне", "Алып Хан, ездящий на бело-буланом коне", Хан Тибет на рыжем скакуне:
Да что — родня,
Коль нету у тебя скакуна?
Незаменимым спутником многих героев является хомыс — музыкальный инструмент, похожий на ситру, гопуз, саз, кауш, домбру и т.д.
Описанные в алыптыг нымахах семейно-бытовые обряды, в частности свадебный обряд (выбор спутника жизни, испытания, девятидневный пир — той, расплетение шестидесяти косиц, заплетение одной косы и т.д.), традиционные сюжеты, традиционные герои и зачины и т.д. показывают тесную связь алыптыг нымахов енисейских кыргызов с эпосами других тюркских народов ("Манас", "Едигей", "Алпамыш", "Кероглу", "Китаби-Деде Коркуд" и др.). Герои этих произведений высоко чтут свои имена:
Его, верхом на скакуне,
Не заарканишь в табуне...
В енисейских алыптыг нымахах часто встречается образ полка, особенно Серого Волка:
Едва лишь шум вдали замолк,
Как появился Серый Волк...
Ваш реставратор может выполнить работы по реставрации книг, литературы и документов.
Не только традиционные для тюркских дастанов сюжеты, герои, взаимоотношение коня и всадника, но и манера исполнения этих алыптыг нымахов, т.е. искусство хайджи, свидетельствуют о связи и этническом родстве хакасов с древним общетюркский корнем.