3. Галиева. Эпос "Манас" как исторический источник
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 30-32
1. Устное народное творчество кыргызского народа корнями уходит в глубокую древность, о чем свидетельствует легендарный эпос "Манас". Обращаясь к фольклору, в частности к "Манасу", ученые постоянно сталкивались с проблемой эпического историзма, поскольку он всегда строился на тесном взаимопереплетении легендарных и реальных событий.
2. Это порождает ряд вопросов: с какой долей достоверности мы можем полагаться на эпос в качестве исторического источника по истории кыргызов и сопредельных народов, в чем его историческая основа, где та грань, которую нужно провести между мифическими и историческими явлениями и т.п.
3. Многие ученые отмечали, что фольклор всегда восходит к действительности, своеобразно отражая явления той природной и общественной среды, в которой он возник. Его идейно-художественное содержание строится на совокупности легендарного и реального. Следовательно, в нем, наряду с фантастическими моментами, имеются вполне достоверные сведения, характеризующие взаимотношения людей, их быт, психологию, идеалы и др.
4. Как эпическое произведение "Манас" прежде всего воссоздает мир идеальных образов. В то же время его предназначение в том, чтобы сохранить память об истории народа. Значит, в нем в поэтической форме воспроизведены и отдельные реальные страницы истории. Но все исторические события вначале проходят сквозь призму народного мышления, из них выбираются наиболее важные и потом уже они выявляются в поступках и переживаниях тех персонажей эпоса, которые являются носителями народных идей. Поэтому выясняя историческую основу эпоса нельзя забывать о том, что он прежде всего о реалиях многовековой истории кыргызского народа, оставивших незабываемый след в его жизни и сознании. Это и позволяет с доверием относиться и к народной памяти. Однако не все описываемые события должны приниматься на веру. К любому источнику необходимо подходить критически, проводя тщательный источниковедческий анализ, чтобы выявить те пласты достоверной информации, на которые можно опираться в своих исследованиях.
6. Несмотря на свою первоначальную мифогенную основу, эпос имеет исторически познавательный смысл, поскольку на протяжении последующих веков он подался процессу непрерывной историзации содержания.
Историческая особенность появления и многовекового существования эпоса заключается в том, что он, по существу, заменил собой летопись жизни кыргызского народа. Недаром академик В.В. Радлов характеризовал эпос как поэтическое отражение всей жизни и всех устремлений народа.
6. Какую же достоверную информацию мы можем извлечь из эпоса? Прежде всего, о различных сторонах жизни народа: его этническом составе, хозяйстве, быте, обычаях и нравах, этических нормах, народной философии и миропонимании, представлениях об окружающей природе, религиозных понятиях. Кроме того, сведения медицинских, географических и других знаниях народа. Исходя из этого, эпос может служить источником для изучения истории, языка, этнографии, философии, психологии и других сторон духовной и социальной жизни кыргызского народа.
7. "Манас" воплотил в себе прогрессивную идею объединения всех кыргызских племен под эгидой могущественного и справедливого предводителя. В образе Манаса народ хотел видеть того идеального вождя, который мог бы стать во главе всех кыргызских племен, сплотить их в единую силу, способную дать отпор внешним врагам. Он воплощает в себе черты защитника народа, его самостоятельной этнической общности и символизирует народное единство. Вместе с тем многие герои эпоса имеют прототипов: Алооке, Шыгай, Эсенкан, Ногой, однако они значительно трансформировались в произведении.
8. Что представляет собой общество, изображенное в эпосе? Здесь прослеживаются некоторые характерные черты военной демократии: равноправие членов дружины в распределении военной добычи, выборность ханов-начальников, решение важных вопросов совместно с народным собранием и советом старейшин. Это наблюдается, например, в эпизодах, связанных с перекочевкой кыргызов с Алтая на Ала-Тоо или во время поминок по Кёкётёю.
В эпопее отражается некое идеальное состояние общества кочевников, процветающего под властью справедливого предводителя. Вместе с тем, судя по содержанию, основное богатство кочевников — скот находился в частном владении. Не всегда царит и атмосфера социального равенства. Это свидетельствует о раннем этапе социального расслоения и начале феодализации общества.