Дугаров Р.Н. Монголоязычные хотоны Алашани (КНР)
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 43-45
Известный бурятский ученый-путешественник и писатель Б.Б. Барадин (1878—1937), во время путешествия в монастырь Лавран (Амдо) через пустыни Гоби и Алашань, отметил в своем путевом дневнике, что "территория Алашанского хошуна занимает большое пространство, приблизительно равное Франции...". Алашань издревле был населен различными по происхождению племенами и здесь, в оазисах проживали искусные верблюдоводы, возможно, потомки тех, которые приручали временами и диких верблюдов-хабтагай, почти исчезнувших в пустынях. Из среды монголоязычных народов как древние верблюдоводы упоминаются монголоязычные аша (ажа), родственные сяньбийцам из племени мужун, основателям государства Тогон в Кукуноре в IV—VII вв. В период усиления тибетцев в VIII—IX вв. на север, в оазисы Алашани, уходили и кочевники ажа, древние носители фольклорно-эпических традиций Гэсэриады. Это отмечал современник Б.Б. Барадина, известный фольклорист, собиратель Гэсэриады Ц. Ж. Жамцарано. В те времена в Приангарье были известны алаг-моритан (алакгут — пеголошадные), а пегими скакунами были известны и сяньбийцы-ажа.
В Алашани стали известны своими верблюдами и кочевники-аша. В период усиления монголов и их завоеваний, Аша ганьбу, известный из текста "Сокровенного сказания монголов" (1240 г.), оказал сопротивление Чингисхану, за что его кочевники со стадами верблюдов были угнаны в степи Монголии.
Монголы заселили и пустыню Алашань, где, как в Гоби, стали заниматься верблюдоводством, добычей соли и извозом. В пустыне Алашань находили спасение и беглые (тюрки и монголы), знали тропы в горы Алашани и тангуты. Со временем Алашань стал уникальным этнокультурным узлом, местом, где сошлись различные по происхождению роды, кланы. Здесь, в Алашани, российские путешественники П.К. Козлов и Б.Б. Барадин встретили мусульман-хотонов, потомков киргизов, по определению ученых.
Известный путешественник П.К. Козлов отметил различие хотонов от монголов не только по одежде, но по типу: "нам нередко попадались типы с признаками арийской крови: с большими, сравнительно, конечно, глазами, высокими, изогнутыми носами и даже длинными лицами. При расспросах оказывалось, что это результат пребывания на северо-восточной окраине Алашанского хребта небольшой горсти кыргызов или, как их здесь называют, "хотон", живущих, по-видимому, несколько обособленно, хотя административно и входящих в состав одного из монгольских сумунов". С течением времени хотоны сблизились с элютами и стали монголоязычными, хотя были и мусульманами по верованию.
Б.Б. Барадин отметил в своем дневнике (все еще готовящемся к публикации), что в восточной части Алашани живет маленькое тюркское племя "Хотон олус" — в числе подданных алашанского вана-князя", родственного с двором маньчжурских императоров, обязанных в силу этого жениться на принцессах. "Племя исповедует ислам суннитского толка, но ведет чисто монгольский кочевой образ жизни и говорит по-монгольски. Несмотря на поглощающую монгольскую среду, это племя строго придерживается своего ислама и живет обособленно от природных монголов". Песочное шоу "Sand-Show".
Хотоны Алашани, как кобдоские, по сей день сохраняют традиции верований, фольклора, и, отчасти, языка и литературы. Трудно с уверенностью говорить что-либо о бытовании эпоса "Манас" в среде хотонов, но их потомки, естественно, знакомятся с различными публикациями эпического творчества кыргызов, монголов и бурят. Было время, когда монголы через хотонов-мусульман приобщались к религии их предков, знакомились с кыргызским эпосом "Манас", где упоминаются и ойраты, предки хошутов, торгутов, хойтов и дербетов Алашани. Когда-то и часть кыргызов входила в состав союза ойратов на равных правах и называлась "кэргуд", согласно летописей.
К этническом составе элютов Алашани, согласно сообщений Б.Б. Барадина, есть род обог сармууд, который входит в состав дербетов Калмыкии и называется "саарлмуд" (соловые — о лошадях, по-бурятски hаарал-нууд; hаарагшан — кличка коровы от масти).
Потомки средневековых кыргызов, как хотоны, проживают в среде монголоязычного населения Маньчжурии, в среде хори-бурят (подроды "сагаан малгайтан" (белошапочные) рода хуасай (меркитского происхождения) и "ходонца" (хотон?) рода шарайт (желтые). Бурятские роды хуасай, шарайт встречаются в составе калмыков, у них есть род му-хорины (хоринцы).
1000-летие эпических сказаний "Манаса" и "Гэсэр" празднуется в столицах Кыргызстана г. Бишкеке и (Бурятии) Улан-Удэ. Имена героев эпики кыргызов и бурят, как Манас и Гэсэр прочно вошли соответственно и кыргызскую и бурятскую анптропонимию.
Монголоязычные хотоны и дунсяны все еще сохраняют в своей среде мусульманство — религию предков, шариат ислама регламентирует многое в жизни китайских мусульман-хотон.