Бутанаев В.Я. Кыргыс — хоорайские сказания и легенды
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 61
1. Тюрколог академик В.В. Радлов обратил внимание на большое значение героического эпоса в духовной жизни хакасов. Подобное положение он встретил еще только у одного тюркского народа — у тенир-тооских кыргызов. Отсюда он сделал вывод, что склонность к эпической поэзии была свойствена енисейским кыргызам и сохранилась в одинаковой степени у двyx их ветвей — кыргызов и хакасов (хоорай), хотя эти два народа уже около десяти веков живут отдельно друг от друга.
2. Среди хоорайских героических эпосов встречаются много таких сказаний, которые совпадают по своим сюжетам, мотивам и даже названиям с эпосами и сказаниями тюрко-монгольских народов Центральной Азии, в том числе кыргызов (например: хакасский эпос "Похты Кирис", тувинский "Бохту Кириш и Бора Тоолай" (Серая зайчиха) и кыргызская сказка "Ак койон" (Белая зайчиха).
3. Во многих легендах шорцев, хакасов и бурятов коренными жителями Саяно-Алтайского нагорья выступают кыргызы. В частности, легенда об Ах Кобеке, в которой последним главой Кыргызского государства выступает непобедимый Котен-хан. Через кыргызов, вероятно, мобилизованных в монгольскую армию, предание о Котен-хане распространилось среди тюркских народов Евразии (вплоть до кыпчаков — мамлюков, которые перебрались до Египта).