Брудный А. К проблеме социально-психологических функций эпоса "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 155
1. Вопрос о социально-психологических функциях литературы и фольклора серьезно занимает мировую науку. Наличие таких функций позволяет объяснить не только структуру, но и само существование художественных произведений.
2. Применительно к анализу эпоса "Манас" эта проблема имеет совершенно особое значение. Дело в том, что существование эпоса "Манас" и история кыргызской культуры весьма прочно связаны. Даже можно предположить, что без этого эпоса вся культура кыргызов была бы иной. В чем же причина такого его влияния и уникального объема цикла, объединенного именами Манас — Семетей — Сейтек и неповторяющимися событиями?
3. Наша гипотеза состоит в следующем. Письменность образует так называемую "внешнюю память"; причем с ее помощью фиксируется объем информации значительно больший, чем с помощью "внутренней памяти", то есть памяти, конкретно присущей отдельным личностям. Термины "внешний" и "внутренний", вводимые кибернетикой, социально условны, поскольку и та, и другая память находятся как бы внутри культуры и сохраняют ее, но различия в смысле объема и содержания здесь есть.
4. Руническая письменность была мощным средством "внешней памяти", но по историческим причинам была утрачена. Однако ее функции как бы перенял эпос, который стал энциклопедией, сохранившей такой объем, такое содержание знаний, что вне письменности их, казалось бы, и сохранить нельзя. Но "Манас" смог это сделать. Это совершенно особое явление в истории мировой культуры, сохранившее в бесписьменной форме стержень развития культуры целого народа. Одновременно, это доказывает как велик объем "внутренней памяти", что очень существенно для исторической психологии.