Айдарова Д.М. Эпический менталитет в эпосе "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 163-164
Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека.
Эпос "Манас" и его эпический мир по отношению к кыргызскому менталитету — одна из форм исторической памяти народа о героической эпохе. Эпос "Манас" является неисчерпаемым источником для раскрытия менталитета кыргызского народа, ибо он есть уникальное народное произведение, отражающее культуру кыргызского народа: нравственные принципы, нормы морально-этического поведения, обычаи, традиции, эстетические идеалы.
Изучение кыргызского менталитета на материале текста эпоса "Манас" позволяет нам выделить "эпический менталитет". Поскольку, какие бы компоненты кыргызского менталитета не содержал в себе эпос, они в его рамках приобретают эпичность.
Специфика эпического менталитета состоит в том, что он является художественно отраженным и преобразованным. Сказитель в своем произведении, отражая реальный менталитет кыргызского народа, вместе с тем формирует определенный эпический. С помощью определенных художественно-изобразительных средств изображаются компоненты кыргызского менталитета.
Гипербола — одно из ярких поэтических средств отражения менталитета кыргызского народа и потому человек всегда стремится к более высокому, совершенному менталитету, а сказители сознательно гиперболизируют героев, их действия, поступки.
В "Манасе" для изображения внешнего облика и внутренних качеств героев используются специальные приемы, или т. н. "формульный" стиль. Гиперболизация почти всего, начиная от силы героев до их внешнего облика, от боевого снаряжения, оружия до отдельных действий — обычное явление вообще в эпосе и в особенности в "Манасе".
Специфическая особенность героического эпоса в том и состоит, что герои изображаются в преувеличенно сложных ситуациях. Гипербола здесь выступает одним из основных приемов сознательного преувеличения, заострения образа. Гиперболизацию менталитета кыргызов можно объяснить стремлением сказителей возвысить свой народ, видеть его сильным, горячо любящим свою родину. В эпосе "Манас" присутствует высокий менталитет кыргызского народа, который отражен через такое нравственное качество, как патриотизм. Умению любить, быть патриотом своего Отечества учат нас главные персонажи героического эпоса. Берков П. Н. пишет, что эпос "Манас" — своеобразная энциклопедия кыргызского патриотизма".
Образ Манаса и его окружения воплощают в себе любовь кыргызов к своей Родине. Манас предстает в эпосе величественной и возвышенной личностью, в котором сконцентрированы лучшие черты народа. Героизм, отвага, мужество — вот те основные качества, которыми владел в те еще далекие времена наш кыргызский народ.
Эпос "Манас" является источником, вдохновляющей силой, из которого сегодня кыргызский народ может черпать духовные силы для борьбы за процветание своей Родины. Он отражает высокий дух кыргызского народа и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание кыргызского народа.