Сложно переценить значение эпоса "Манас" для кыргызской исторической науки, ведь в нем отражены как ранние этапы развития кыргызского народа, пути этногенеза, этнической истории, формирования этнической территории в разрезе временных и пространственных координат, так и культура, фольклорная и поэтическая традиции. Именно эта энциклопедичность эпоса всегда привлекала к себе ученых, исследовавших этот эпический феномен. В этом разделе мы постарались представить все научные работы, связанные с кыргызским эпосом "Манас".
Статьи
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 9-11
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 7-8
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 5-6
Рахматуллин Калим Ахмедович (1903, г. Токмак - 12.05.1946, г. Фрунзе) — литературовед, крупнейший знаток "Манаса", общественный деятель. Данная статья является отрывком работы автора, которая была опубликована в сборнике "Манас — героический эпос киргизского народа" (Фрунзе, изд. "Илим", 1968). В его трудах рассматриваются творчество сказителей, главная идея эпоса, сопоставляются его основные варианты. Им же был собран и частично издан обширный материал по биографиям сказителей.
Сюжетные особенности отдельных вариантов эпоса, Боевые эпизоды, Бытовые события, Примечания:
Тезисы доклада. Информационный бюллетень координационного Центра этнологических исследований эпической традиции тюркских народов Южной Сибири (при отделе Севера Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Москва). No.2, апрель-июнь 2003 г.
(К вопросу о возможности идентификации некоторых реалий из эпоса "Манас")
Публикуется по сборнику: Эпос "Манас" и эпическое наследие народов мира. Тезисы международного научного сипмозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас", 27-28 августа 1995 г. Бишкек. 1995. С. 7-9
Есть ученые, которые утверждают, что события, описанные в эпосе "Манас", относятся к тысячелетней давности, и эпос как литературно-философское произведение в основном сформировался 1000 лет назад. Впоследствии манасчи развили и обогатили содержание эпоса событиями, происшедшими за последние столетия в истории кыргызского народа.
Огромную роль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, вершиной которого следует считать всемирно известный героический эпос "Манас". Вероятно, устная поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э., когда термин "кыргыз" стал известен благодаря китайским письменным источникам. С тех пор фольклор кыргызов постепенно формировался и развивался.
Эпопея "Манас" хранит в себе множество тайн. Еще не скоро окончательно прояснятся вопросы о происхождении эпоса, его изначальном предназначении, историчности, о зашифрованной в его сотнях тысячах поэтических строк философии. В настоящее время политическая и интелектуальная элита получивших относительную свободу слова тюркских народов бывшего СССР отчаянно бросилась на поиски правды о своем прошлом. К сожалению, несмотря на благородность подобных устремлений, многие из новейших исторических работ по истории тюрков больше напоминают идеологические памфлеты, нацеленные на обворовывание истории соседей по региону. Встав на зыбкую почву фанатичного возвеличивания прошлого собственной нации, многие историки по сути закладывают ядовитый фундамент для взаимной неприязни, обид и столкновений в будущем между исторически связанными народами Евразии.
В поисках идеологии индоевропейцев, Манас и идеология трех функций,
Заключение