Акмолдоева Ш.Б. К проблеме философского исследования эпоса "Манас"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 167-168
Социокультурное и философско-эстетическое изучение эпоса "Манас" обретает актуальность в наши дни. Она связана, прежде всего, с тем, что все новые и новые народы вступают на путь прогрессивного и исторического развития, и изучение архаических культур приобретает особый смысл. Нивелировка национального своеобразия культур различных народов, которая еще недавно казалась неизбежным следствием НТР, включая такие его параметры, как стереотипы постиндустриальной жизни, информационный взрыв и т. д., стала осмысляться как чрезвычайно опасная, чреватая необратимыми последствиями не только для отдельных народов, но и человечества в целом. Не случайно архаические культуры изучаются сегодня не только с точки зрения отраслевых наук (историческая этнография, история искусств и т. д.), но и в культурно-экологическом, а следовательно, глобальном значении.
Философско-эстетическое осмысление генезиса и становления эпоса "Манас" имеет концептуальное значение для построения истории национальной философии и эстетики, а также для наметившихся в последние годы попыток сформулировать параметры национальной культуры как целого. Несомненно, такая "история" не должна сводиться к механическому накоплению и хронологическому описанию материальных и идеальных объектов, к поискам некоего "элексира" национального духа — речь идет о понимании того, как кыргызский народ осваивает исторические способы существования и в какой мере этому способствует зарождение и развитие философской и эстетической мысли.
К вышесказанному следует добавить: интерес к национальному эпосу, разнообразные теоретические и научно-популярные работы, посвященные "Манасу" — все это, в сущности, подчеркивает, что отношение к эпосу переросло этнографические и ориенталистические рамки и вовлечено в сложнейшие процессы освоения вершинных образцов мировой культуры. Какими бы сложными и противоречивыми не были эти процессы, они являются показателем глубочайших исторических преобразований во всех сферах общественной жизни и культуры кыргызского народа.
Исследование эпоса "Манас" помогает нам увидеть как сложно и противоречиво двигалась человеческая мысль, пытаясь осознать отличие одного народа от другого. Трезвый подход к исторической реальности помогает нам преодолеть ограниченность сознания той эпохи, когда война оказывалась "нормальной функцией народной жизни", понять, что осознание своего отличия от других только и могло способствовать консолидации народа и, в свою очередь, подготавливать понимание "новых" единств: межклассовых, межэтнических, общечеловеческих. Эпос помогает увидеть, как извилиста была дорога человеческого сознания, которое от дихотомий "мы" — "они", "мой этнос" — "другие этносы", "настоящие люди" — "другие люди", поднималось к пониманию историко-культурного, а не расово-антропологиче-ского значения различий "мы" — "они", к пониманию человека как родового понятия, а человечества как неразрывно связанной общности людей. В современных условиях эта общность должна осознать: война среди людей — когда-то представлявшаяся "нормальной" — становится альтернативой к выживанию человечества как вида.
В этом историко-культурном контексте и открывается возможность нового прочтения памятников героического прошлого как детства всего человечества, как "своего" прошлого всех людей, как исторически преходящей, но и исторически необходимой ступени развития всех народов, понимание важности и необходимости культурно-национальных различий, которые становятся столь отчетливыми, начиная с периода становления героической эпики и, наконец, понимание как исторического, так и культурного общечеловеческого единства, которое пронизывает эпические памятники различных народов мира.