А.К. Абетеков. Культура народов Кыргызстана в эпоху "Манаса"
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 27-28
В истории любой страны есть незабываемые и значительные памятники культуры. Проходят века, меняются поколения, быт, уклад, общественное мировоззрение, но остаются памятники, без которых нет подлинной истории, немыслима национальная культура.
В самосознании кыргызского народа эпос "Манас" — явление такого порядка. Его содержание давно стало
историческим источником и историко-культурным символом для нашей нации.
Эпоха, которая породила и от поколения к поколению сохранила для мировой эпической культуры эпос "Манас", имела свои специфические и исторические особенности. Годы пагубных междоусобных войн, феодально-клерикальных интриг и времена относительного спокойствия; чудесные архитектурные сооружения, средневековые дворцы и разбросанные по степям Евразии юрты кочевников; процветающая культура и сплошная неграмотность населения; взлеты и падения экономики и культуры; произвол "сильных мира сего" — вот чем отличалась та эпоха.
Разумеется, вопрос об эпохе возникновения эпоса "Манас" не обозначен какой-либо предполагаемой датой — следы его уходят в глубь тысячелетий. Содержаний эпоса, прежде всего, историко-хронологическое напластование событий в нем, позволяет судить о сложном генезисе и длительном пути его становления, о многоплановости произведения эпической культуры.
Как неоднократно отмечалось, историко-культурный диапазон, характеристика явлений, имеющих отношение к человеческим судьбам и к его бытию, в эпосе "Манас" (философия, мифология, эстетика, обычаи, нравы, религия, культура и т.д.) не имеют себе равных среди мировой эпики.
Согласно существующей в науке гипотезе, возникновение эпоса "совпадает" с тремя хронологическими структурами истории кыргызов:
VII—IX вв., когда предки современных кыргызов обитали на своей протородине — в бассейне рек Енисей и Орхон и вели ожесточенную войну с соседними племенами и народами Центральной Азии (тюрками, уйгурами) и др.;
IX—XI вв., — время, когда постепенно теряющее былую мощь кыргызское великодержавное государство постоянно сталкивалось с манжуро-монголоязычными народами, отстаивая свою независимость и земли предков от иноземных поработителей;
И, наконец, эпоха развитого средневековья и нового времени (XV—XVIII вв.), где реальные исторические события отражены в материалах эпоса.
Сложный и длительный путь развития кыргызского народа, его самобытная культура так или иначе тесно связаны с существовавшей и окружавшей его оседло-земледельческой культурой в рамках указанных хронологических этапов. Ценные сведения о городах, правителях и городской культуре содержатся в сюжетах трилогии эпоса "Манас". Разумеется, чтобы правильно понять и оценить эпоху "Манаса", нельзя рассматривать события эпоса односторонне, вне времени и пространства, в отрыве от культурных достижений (декоративно-прикладного искусства, рунических и других письменностей, архитектуры, городской культуры, науки и поэзии) эпохи тюрков и караханидов, а также более позднего времени.