С.К. Алымкулова. Сведения из эпоса "Манас" об алтайско-кыргызской этнической общности
Оригинальная версия: // Эпос "Манас" как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса "Манас". - Бишкек, 1995. - С. 13-14
Из эпоса "Манас" известно, что такие этнонимы, как кыргыз, кыпчак, найман, дөөлөс, меркит, керейит, бурут из числа многих других являются общими для алтайцев и кыргызов до сегодняшних дней. Здесь необходимо упомянуть лишь о некоторых диалектных разночтениях, например: этноним найман у алтайцев зачастую звучит как майман, но есть и случаи полного совпадения; кыргызское — дөөлөс, в алтайском языке — төөлөс.
Этноним кыргыз у алтайцев всегда был названием отдельной родо-племенной группы. В этом отношении большой интерес представляют найденные учеными рунические надписи у с. Мөндүр-Соккон (букв. — побитый градом) Республики Алтай. Надписи были обнаружены на трех камнях и фотокопии с них присланы для прочтения известному тюркологу Н.А. Баскакову. В первой надписи был запечатлен этноним кыргыз. Следует подчеркнуть, что это — первый случай нахождения термина "кыргыз" в рунической тюркской надписи. До этого времени этноним кыргыз был известен нам лишь из китайских источников.
Төөлөсы вошли этнический состав кыргызов вместе с мундусами и другими родо-племенными подразделениями южных алтайцев. К такому выводу пришли известные исследователи этногенеза обоих народов. С.М. Абрамзон и ныне здравствующий Л.П. Потапов на основе не только письменных источников, но и полевых материалов, согласно которым у современных кыргызов сохранилось представление о кровном родстве с алтайскими төелөсами и мундусами, переселившимися на Тянь-Шань и вошедшими в состав кыргызов.
Исследование многих других родовых подразделений алтайцев и кыргызов приводит к легендам. Из фольклора можно привести много удивительных аналогий у обоих народов "в характере народного календаря, в народных мерах, народной медицине, музыкальных инструментах, изобразительном искусстве, в целом декоративно-прикладном искусстве". Еще более их в области материальной культуры. Поэтому фольклорное наследие обоих народов необходимо тщательно изучить.