Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.

(49) Эпический портрет главного врага киргизов, калмыкского хана Конурбая, и его коня Алгара принадлежит к типическим местам эпоса как и описание Манаса и его коня Аккула. (выше, прим. 28 и 29).

(50) По поводу сказочной страны Салангу - см. выше, прим. 20.

(51) Сторожевые животные на границе Китая, предупреждающие о приближении врага -белый архар и хитрая утка или лисица, утка и кульджа (по версии Каралаева) представляют один из вариантов распространенного сказочного мотива, известного из сказки Пушкина "Золотой петушок".

(52) "Барса кельбес" (буквально "пойдешь - не вернешься") в сказках тюркских народов - "страна, откуда нет возврата". В основе этого сказочного мотива лежат, по всей вероятности, мифологические представления о потустороннем, загробном мире.

(53) "Чалы яры" - народная форма персидского чар-яр (буквально "четыре друга"): по мусульманским религиозным представлениям - четыре первых халифа, которые были сподвижниками пророка Мухаммеда.

(54) "Смотрины", как выбор невесты для хана, представляют сказочный мотив, основанный на распространенном старинном обычае (см. выбор "царской невесты" при Иване Грозном).

(55) Согласно варианту Каралаева, будущий боец за мусульманство Алмамбет - не сын язычника-китайца Азизхана, а происходит от ангела ("хура"), посетившего во сне чудесным образом обращенную в мусульманство царевну Алтынай. Эта версия о чудесном рождении будущего героя веры связана, вероятно, с мусульманской легендой о рождении пророка Исы (Иисуса Христа) от архангела Гавриила (см. Е. S. Hartland "Primitive Paternity", т. I, 1909, стр. 21). Б другом месте того же варианта Бурулча называет Алмамбета "сыном священного луча" ("нур"). Интересную аналогию представляет упомянутая выше легенда о Бугра-хане: одну из дочерей этого героя, "как благословенную Марию" (мать Иисуса), ночью посетил архангел Гавриил, который "влил ей в уста каплю света" (нур) после чего в положенный срок у нее рождается сын. (F. Orenard: "La legende de Satok-BoghraKhan", стр. 101). Рождение героя от божественного солнечного луча принадлежит к числу распространенных вариантов мотива "девственного зачатия".

(56) Коджоджаш - мерген, волшебный стрелок, в последней битве киргизов с китайцами убивает Алмамбета и целый ряд других знаменитых витязей Манаса.

(57) Алмамбет завещает свою жену Арууке своему названному брату Маджику согласно обычаю левирата (см. выше прим. 1).

(58) Угон вражеских табунов является одним из типичных в эпосе всех кочевых народов. см. напр. Б "Джангариаде": первый подвиг Джангара - угон табунов Алтана - Цеджи.

(59) Изготовление богатырского меча, окруженное суеверными представлениями, часто приписывается в эпосе особо искусному или волшебному кузнецу. Сказания о волшебных кузнецах встречаются у многих народов: см. в "Калевале" - Ильмаринек, в "Давида Са-сунском" - старший родич армянских богатырей "дядюшка Кери Торос", "чудесный кузнец, который знал толк во всех породах лошадей", и много др.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.