Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.

(27) Это упоминание в тексте Орозбакова имени древнего певца, выступающего во время пира, представляет значительный интерес. Подобно современным манасчи, Джайсан показывает свое искусство певца-импровизатора, развивая и орнаментируя традиционную тему.

(28) Эпический портрет Манаса содержит черты гиперболического величия и силы, сходные с гиперболическими образами калмыкских богатырей и родственные по своему характеру волшебной и богатырской сказке. Черты эти свидетельствуют об архаичности эпической традиции "Манаса": дальнейшее развитие образа, героя в эпосе сводит его к масштабам героизованной человечности, оставляя черты чудовищно-гротескные и сказочные за его врагами. см. выше, прим. 24.

(29) Описание красоты богатырского коня принадлежит к традиционным общим местам в эпосе тюркменских народов (см. "Узбекский эпос" стр. 366). Гиперболически-сказочные черты этого описания соответствуют в "Манасе" образу героя.

(30) История Алмамбета рассказывается в варианте Орозбакова перед сватовством. Манаса и поминками по Кокётею, эпизодами, в которых Алмамбет выступает как действующее лицо. В варианте Каралаева Алмамбет сам рассказывает свою биографию во время разведки, в начале Великого похода. Между этими вариантами имеются довольно значительные расхождения, как с записью В. В. Радлова. В частности у Орозбакова Алмамбет - сын хана Соорондика; у Каралаева - хан Соорондик - отец Алтынай, матери Алмамбета, а имя приемного отца Алмамбета - Азисхкан. Общей для всех этих вариантов является концепция чудесного рождения героя, будущего мусульманина и врага своих родичей - язычников. В этом отношения, как уже было отмечено В. Б. Радловым ("Образцы", т. V, Предисловие, стр. XIII), история Алмамбета в ряде подробностей напоминает древнюю легенду об Огузхане в ее мусульманской версии, записанной Рашид-эд-дином (XIV в.). Подобно Огузхану, Алмамбет является мусульманином уже во чреве матери; его рождение сопровождается чудесными знамениями, предвещающими появление на свет борца за веру; мать его - тайная мусульманка, чудесным образом обращенная, или принимает мусульманство под влиянием малолетнего сына,- отец остается язычником, это приводит к вооруженному конфликту между ним и сыном, в котором отец погибает от руки сына (см. В. Радлов "К вопросу об уйгурах". (Пбг, 1893), стр. 29 след.). Сходные мотивы с историей Алмамбета содержит также легендарная биография Сатук-Аугра-хана, первого мусульманского властителя средней Азии (X век): грозные знаменья при рождении царевича (землетрясение, потоп), предсказание волхвов о будущей судьбе младенца и попытка умертвить его, восстание и убийство правителя-отчима, отказавшегося принять мусульманство. см. F. Grenard:" Ja Legende de Satok - Boghreklan et e'histoire" ("Journal Asiatigne") серия 9, т. XV. 1900, стр. 1-79). Рождение от престарелых родителей, тяжелые роды, наречение имени младенца на пиру странствующим дервишем-диваной (или святым) представляют общие черты традиционной эпической биографии героя, роднящие Алмамбета с Манасом.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.