Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.

(84) "Ездить на том свете на серых ослах"... Мусульманское поверье, согласно которому человек, имевший грехи в жизни на том свете в наказание будет превращен в осла, на котором будут ездить.

(85) "Облизал острие сабли и поцеловал дуло ружейного ствола" - древний обычай "клятвенной дружбы", засвидетельствованный и у тюркских народов Сибири. см. "Алтай Бучай" ("Алтайский сборник", стр. 29): "Будем двое клятвенными друзьями: на то место, где твоя смерть, непременно я должен прийти; где я умру, ты должен прийти"… Конец пики нюхали, лезвие меча лизали".

(86) Кровь убитого врага, по верованиям многих народов, обладает магической силой. Аналогичными представлениями объясняется широко распространенный обычай отрубать голову побежденному врагу и хранить ее как трофей. см. Свидетельство Диодора Сицилийского о древних галлах: "Убив врага, они прикрепляют его голову к шее своего коня... и прибивают эти трофеи к стенам своих домов, как это делают охотники с убитыми ими дикими зверями". (Chadwick "The growth of literature" Отражения этого обычая мы находим в эпосе многих европейских народов (кельтов, германцев, южных славян и др.), как и на Востока, в частности - у тюркских народов.

(87) Сынчи - знаток качества людей и коней, чаще - в последнем смысле. Б среднеазиатских эпических сказаниях особенно прославлен в этом смысле Тулебай - сынчи, отец (или дед) Гороглы.

(88) Двенадцатимесячная беременность Айчурек - обычное в эпосе чудесное предзнаменование рождения богатырского младенца. см. прим. 6.

(89) Аналогичные легенды об "уходе" и своеобразном бессмертии любимых народных героев имеет широкое распространение в мировом фольклоре. Наиболее известный пример представляет кельская легенда о короле Артуре. В последней битве тяжело раненый в поединке со своим племянником, изменником Модредом, Артур таинственно исчезает с поля битвы. Его увозят сказочные феи на ладье через море на "Острова блаженных" Азалон, где, погруженный феей Морганой в волшебный сон, он ждет своего возвращения в родную страну. Возвращение Артура, согласно кельтским легендам, означает возрождение кельтских народов Британии, покоренных и угнетенных англосаксами, против которых когда-то воевал Артур.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ИМЕН

АБАКЕ  - дядя – форма почтительного обращения к старому мужчине.
АГА  - старший брат.
АДЖИДАР - дракон.
АЗАМАТ - молодец.
АЗАН  - утренний призыв к молитве.
АЗРЕИЛ - ангел смерти.
АЙБАЛТА - секира.
АЙБАЛКА - хрящик в середине груди.
АЙКЕЛ  - великодушный, один из эпитетов Манаса.
АЙРАН  - кислое молоко.
АКБАРАНГ - ружье Алмамбета.
АКДООЛ - барабан.
АККИСЕ - пояс Манаса.
АККЕЛЬТЕ - ружье Манаса.
АКОЛПОК - одежда из плотного шелка, заменявшая кольчугу; панцирь Манаса.
АКСАКАЛ - родовой старейшина (буквально – белобородый, старик)
АЛАЧИК - походная юрта небольшого размера.
АЛИК  - ответ на приветствие.
АЛАА  - Бог.
АЛП  - великан.
АМАНАТ - налог.
АРАК  - водка.
АРМАН  - песня, жалоба.
АРСТАН - лев.
АСЫЛ  - благородный.
АТАКЕ  - ласкательное обращение к отцу, батюшке.
АТАНГ  - верблюд кастрированный.
АЧАЛБАРС - меч Манаса, буквально – острый булат.
АШ  - поминки, пир.
АЯШ  - форма обращения к другу мужа или жены.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.