Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.

(71) "Перерубить прутик" - свидетельство нерушимости обещания: при решении дела бием (судьей) стороны держались за прутик, который бий переламывал как знак состоявшегося решения. "Заставить младенца перейти через собачью чашку" -для того, чтобы обмануть злых духов. "Перепрыгнуть через лезвия меча" - в знак крепости обещания, чтобы меч поразил клятвопреступника.

(72) Описание байги содержит некоторые типичные черты, которые повторяются в узбекском "Алпамыше", где героиня также смотрит в подзорную трубу и видит, как конь ее возлюбленного по очереди перегоняет других коней и на ее зов прибегает к цели первым. см. также монгольскую "Повесть о хане Харангуе", пер.
Г. Д. Санжеева (изд. Академии наук, 1937, стр. 63).

(73) Свой первый богатырский подвиг, победу над Тюебалбаном, Семетей совершает в возрасте 12 лет (см. выше, прим. 11). Эта победа означает воинское "Совершеннолетие" молодого героя, начало его жизненного пути как батыра.

(74) Заговор восьми ханов в "Семетее" варьирует аналогичный эпизод "заговора ханов" в "Манасе".

(75) В сказочном эпосе других тюркоязычных народов (например в алтайских богатырских сказках) животные, связанные с героем симпатической, магической связью - его богатырский конь, охотничья птица (беркут) и гончие собаки - после гибели богатыря покидают его жилище, чтобы не достаться врагу, и возвращаются только после воскресения своего хозяина или возвращения его наследник (см. "Аносский сборник" - "Алтай Бучай", стр. 12-15).

(76) В рассказе о возвращении Алпамыша (в узбекском эпосе) старый верблюд, пролежавший семь лет неподвижно в отсутствии своего хозяина, тоже поднимается при его приближении и приветствует его (см. "збекский эпос", стр. 105).

(77) Магический сон богатыря перед боем или во время боя - широко распространенный сказочный мотив. В "Семетее" он использован психологически -для характеристики неопытного и бессильного героя.

(78) "Сорок дружинников" Манаса ("кырк чоро"), по законам эпоса, употребляется как неизменное собирательное понятие, несмотря на то, что наиболее знаменитые дружинники Манаса погибли ранее во время Великого похода.

(79) Чинкоджо - троюродный брат Манаса, сын Джапака, сына Шыгая, брата Ногой хана. Джапак злоумышлял против Манаса во время тоя Байджигита и был убит сыном Кезко-мана Кокчёкёзом (см. "Манас", стр. 157-161).

(80) Дева-лебедь - распространенный сказочный мотив, восходящий в конечном счете к представлениям периода тотемизма. См. Н. П. Андреев "Указатель сказочных сюжетов" в 465. (см. Царевну-лебедь в "Сказке о царе Салтане" Пушкина). Имя героини Айчурек "лунная красавица" ("чурек" - эпитет красавицы, буквально: "Самка утки", "чирок").

(81) Зимырык - киргизская форма имени сказочной птицы Симург (Алп Каракуш), см. прим. 70.

(82) Лиса (архар и утка, сторожевые звери Конурбая - см. прим. 51).

(83) Извлечение пули из тела раненого Семетея имеет параллели в магической практике у тюркских народов Сибири. см. аналогичный мотив в алтайской богатырской сказке "Алтай Бучай", где небесная дева Ак-Таджи, дочь Ак-Бурхана, воскрешает убитого героя: "Дочь Ак-Бурхана Ак-Таджи брала золотой платок. "Я не знавала греха", говорит. Через лежащие кости Алтай Бучая она туда и сюда перешагивала. Умерший Алтай Бучай встал, потирая две ладони, говорит: "Аданын! Ну и спал же я" ("Аносский сборник", стр. 18-19). см. также Радлов "Образцы", т. I "Алтаин Саик Салам", стр. 285-306. В варианте Радлова об Айчурек говорится: она может "вновь зажечь потухший огонь", может "воскрешать мертвых" ("Образцы", т. V, "Семетей", стр. 277-279 и 1301).

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.