Яндекс.Метрика

Глава XIII. Сейтек. Появление Семетея.

(41) Тёштюк, Эр-Тёштюк - один из сподвижников Манаса, герой самостоятельного эпического сказания, известного у киргизов, казахов и у тюркских народов Сибири, которое рассказывает о его приключениях в подземном мире. Имя героя Радлов толкует как "ер тюллюк" - "подземный герой", "спустившийся в подземный мир". Странствования Тёштюка в подземном мире представляют оригинальный вариант широко распространенного сказочного сюжета (указатель Н. Н. Андреева N° 301 "Три царства").

(42) Бокмурун - "сопляк" (буквально "испачканный в навозе нос"). Согласно распространен ному суеверию, являющемуся пережитком шаманистских верований, такое "некрасивое" имя дается ребенку, чтобы обмануть злых духов, которые могли бы повредить ему в младенчестве.

(43) Каркыра - широкая горная долина недалеко от г. Пржевальска, где, по преданию, праздновались поминки по Кокётею.

(44) Ночь Кадыра - "ночь предопределения", в которую, по преданию мусульман, бог ниспослал Магомету Коран. В эту ночь будто бы определяется судьба человека на весь следующий год.

(45) Перечисление имен всех 40 дружинников "Манаса" относится к традиционным элементам киргизского эпоса. По словам Радлова, сказитель считает особым искусством ввести в свой рассказ такое полное перечисление с соответствующими характеристиками героев.

(46) Эпос приписывает Алмамбету искусство заговаривать погоду с помощью камня "джай". Этим искусством владеют "аяры" (колдуны), сопровождающие войско врагов-язычни ков, а в "Семетее" (вариант Каралаева) также китайские богатыри и великаны Конур-бай, Мурадыл, Чандояк (сын Кождоджаша) и др. Однако заговаривание погоды шаманами и вера в магические свойства камня "яда" (кирг. "жай таш") были до недавнего времени распространены среди всех тюркских народов, в частности, и в средней Азии среди казахов и киргизов. О последних В. Б. Бартольд сообщает, свидетельство мусульманского историка конца XVI века: "Действуя камнем "яда", они заставляли снег падать на идущие против них войска и производят такой холод, что воины не могут действовать ни руками, ни ногами. Вслед затем они производят нападения и разбивают врагов", (см. Б. В. Бартольд - "Очерк истории Семиречья", 1943 г. стр. 83) К IX-X в.в. относятся аналогичные свидетельства о тюркском племени огузов (см. "Материалы по истории туркмен и Туркмении" изд. АН СССР, т. 1, 1939, стр. 153-155). В казахском эпосе, см., например, "Эр Кёкчё (Радлов, "Образцы", т. III, стр. 96). См. также С. Е. Малов "Шаманский камень "яда" у тюрков западного Китая" (Советская этнография", 1947, № 1, стр. 151-160). Перенесение этого колдовского искусства на врагов "язычников" представляет результат позднейшей мусульманизации эпоса.

(47) Подобно описаниям меча и копья Манаса (см. ниже стр. описание его камчи (плетки) принадлежит к традиционным общим местам эпоса. В обиходе степных богатырей камча является необходимой частью богатырского вооружения (см. в русском эпосе "шелепуга подорожная").

(48) "Отвязывание верблюда" - старинная комически-непристойная игра. В варианте Ороз-бакова в ней принимают участие только "язычники" калмыки, великанша Оронгу и калмык Мардекелен.

 

 

© Copyright 2004-2017. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены.